Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Московской области
официальный сайт

Расширенный поиск

Контрольно-ревизионным органам Минфина России – 95

 

Контрольно-ревизионным органам Минфина России – 95 лет!

Управление Федерального казначейства по Московской области в эти дни торжественно отмечает 95-летие контрольных органов Минфина России, история которых началась с октября 1923 года.

95-летний юбилей – хороший повод не только обратиться к истории контрольного органа, вспомнить его трудовые заслуги, лучшие традиции прошлого и замечательных людей, составляющих гордость финансовой системы, но и особо отметить, что контрольный орган сегодняшнего дня находится в процессе перемен и модернизации в новой складывающейся парадигме государственного управления.

Контрольно-ревизионные органы формировались в переплетениях истории страны, изменений ее административно – территориального устройства, изменений экономических задач государства и государственного управления, а также в условиях множественных изменений полномочий и совершенствования методологии контроля. Неоценимы заслуги выдающихся государственных деятелей нашей страны, наркомов, министров финансов СССР и России, руководителей органов государственного финансового контроля в составе финансовых ведомств, постоянно уделявших внимание и прилагавших все усилия к совершенствованию организации и повышению эффективности государственного финансового контроля в каждом регионе и в стране в целом.

Значительный вклад в становление и развитие контрольного дела, в укрепление финансовой дисциплины в Подмосковье внесли неординарные личности: первый руководитель контрольного органа Матвеев, а также руководители КРУ Симонов, Богданов, Зуйкина, Матчин.

Для реализации возложенных на Наркомат финансов СССР функций последующего документального контроля доходов и расходов государственного бюджета, на основании постановления ЦИК и СНК от 23 октября 1923 года в составе Наркомфина было образовано Финансово – контрольное управление.

Структура органов финансового контроля состояла из Финансово-контрольного управления СССР, финансово-контрольных управлений союзных республик, контрольных управлений в автономных республиках, губерниях и областях.

30 октября 1923 года было организовано Контрольное управление при Московском губернском финоргане со штатом 30 человек для выполнения задач по «документальной и фактической ревизии учреждений и предприятий на территории города Москвы и Московской губернии, пользующихся средствами из общегосударственного бюджета и государственного кредита».

Постановлением ВЦИК с 1 октября 1929 года была образована Центрально-промышленная область из нескольких губерний, в которую вошла в том числе и Московская губерния. В июне 1929 года Центрально-промышленная область переименована в Московскую область и создан Московский областной финансовый отдел (МОФО), работавший под началом Московского областного исполнительного комитета и Наркомфина РСФСР.

МОФО по ведомственной вертикали подчинялись 10 окружных финансовых отделов, обслуживающих 144 района Московской области, 6 районных финотделов Москвы и 122 налоговых участка Москвы. Начиная с 1931 года, после выделения г. Москвы в самостоятельную административно-территориальную единицу с самостоятельным бюджетом, Московский областной финансовый отдел и контрольный орган осуществляли свою деятельность только на территории Московской области.

Осуществлялся контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории Московской области, с целью выявления внутрихозяйственных резервов для более полной мобилизации денежных средств в доход бюджета, обеспечения сохранности и эффективного расходования средств, выделенных из бюджета.

Неоднократно происходили изменения в системе госфинконтроля в целом по стране, но существенные перемены коснулись контрольно-ревизионного ведомства в 1938 году, когда оно по инициативе Наркома финансов СССР А.Г. Зверева было преобразовано в Контрольно-Ревизионное Управление НКФ СССР (КРУ).

В полномочия КРУ в Московской области вошли контроль за исполнением государственного и местных бюджетов по доходам и расходам, проверка работы всех органов финансовой системы (финотделов, банков, Госстраха, сберкасс), проверка постановки внутриведомственного финансового контроля и бухгалтерского учёта, проверка в необходимых случаях использования собственных средств хозяйственных и общественных организаций. «Ни одной безрезультативной ревизии, ни одного оставленного без последствия нарушения финансовой дисциплины …» - требовал нарком А.Г. Зверев.

Далее Великая Отечественная война определила сложнейшую комплексную задачу для финансовой системы, в том числе и Московской области – быстро мобилизовать все финансовые ресурсы для осуществления военных расходов. Значительно сократились затраты на социально-культурные цели и доля национального дохода, идущая на личное потребление граждан, увеличились налоги для населения. Особая значимость, разнообразие направленности финансового контроля в послевоенный период были определены историей. В 1946-1950 годах восстановилось народное хозяйство Московской области и возрождались полностью разрушенные врагом населенные пункты и города Верея, Можайск, Наро-Фоминск, Руза, Истра, Волоколамск и другие.

Соответственно, расходовались значительные финансовые средства на восстановительные работы, строительство и ремонт жилого фонда и коммунального хозяйства, других объектов социальной сферы. За эту пятилетку в Московской области было построено и восстановлено 138 общеобразовательных школ, 66 детских дошкольных учреждений, 11 больниц и поликлиник, 78 кинотеатров, домов культуры и клубов, при этом доля расходов на эти цели составляла от 75 % и до 80% всех расходов бюджетных средств на территории Московской области.

Для обеспечения должного контроля за расходованием государственных средств в послевоенный период руководством КРУ в Московской области принимались экстренные меры по укомплектованию штата ревизоров и повышению квалификации аппарата КРУ.

Ряды сотрудников КРУ в Московской области пополнили бывшие фронтовики, награжденные боевым наградами. Их имена памятны, это Анохин Василий Тихонович, Бардина Таисия Семёновна, Буцко Константин Николаевич, Гайдуков Иван Сергеевич, Голубович Зенон Антонович, Евхутич Николай Антонович, Лебедев Лев Николаевич, Митюшкина Лидия Гавриловна, Николаев Василий Петрович, Паничкин Николай Федорович, Поляков Борис Васильевич, Рокачевский Леонид Феодосьевич, Сазонов Иван Ксенофонтович, Тараканов Алексей Иванович, Тимошкин Иван Ефимович, Улахович Платон Сидорович, Чекалов Леонид Анатольевич и Чунтонов Николай Григорьевич, удостоенный за боевые заслуги званием Герой Советского Союза.

Это были люди исключительно порядочные, принципиальные, с настоящим мужским характером. Многие из них работали в КРУ не одно десятилетие. Под их влиянием, при их наставничестве и под руководством Зуйкиной М.К. (руководитель в Московской области с 1961 по 1986 год) формировалась плеяда талантливых, преданных делу и тогда еще молодых ревизоров КРУ в Московской области, возглавивших впоследствии ответственные участки работы КРУ, в том числе руководитель КРУ в Московской области Матчин В.К. (с 1986 по 2013 год), посвятившие труд своей жизни ревизорскому делу и передавшие в свою очередь, опыт и знания новому поколению ревизоров, в том числе и тем, кто успешно работает сейчас в Управлении Федерального казначейства по Московской области.

Таким образом, в первые послевоенные годы был заложен фундамент кадровой политики КРУ в Московской области, определивший впоследствии профессиональное лицо КРУ.

Последующие сорок лет послевоенной истории Московской области – это период ее превращения в передовую индустриальную область с наукоградами и время осуществления огромных капитальных вложений в развитие сельского хозяйства, особенно в строительство крупных животноводческих комплексов промышленного производства молока и мяса, а также и в развитие социально – культурной сферы.

И всегда актуальной оставалась задача эффективного контроля целевого и экономного расходования средств, выделенных из бюджета на развитие народного хозяйства, социально-культурной сферы и другие мероприятия. Её решению способствовали методологические преобразования КРУ, которые активно осуществлялись Минфином СССР в 60-70–х годах прошлого века. Ужесточались требования к проведению ревизий и оформлению их результатов; совершенствовались инструкции, уточнявшие тонкости контрольно – ревизионной деятельности в разных отраслях экономики; усиливалось взаимодействие с финансовыми и кредитными органами, всё большее внимание уделялось вопросам внутреннего ведомственного контроля.

Деятельность КРУ в Московской области в 80-х годах характеризовалась эффективностью, большим количеством и объемом ревизий и проверок, проводимых в плановом порядке и по поручениям уполномоченных государственных и партийных органов (до тысячи ревизий и проверок в год).

Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось началом радикальных перемен в стране. И, соответственно, происходившие перемены в экономике, управлении и других сферах жизни страны обусловили изменения структуры и функций органов, осуществляющих финансовый контроль.

Повышенное внимание к борьбе с экономической преступностью в условиях криминализации экономики в первые годы становления рыночного хозяйства было тяжелым, но неизбежным новшеством в работе ревизоров.

Указом Президента РСФСР от 9 ноября 1991 г. «О неотложных организационных мерах по борьбе с преступностью в РСФСР» на контрольно – ревизионные органы Минфина России было возложено проведение ревизий и проверок по требованиям правоохранительных органов. Были проведены масштабные, имевшие заметный общественный резонанс ревизии, в ходе которых выявлялись крупные махинации со средствами государства и граждан.

Сотрудниками КРУ в Московской области были проведены результативные ревизии, связанные с подложными, так называемыми чеченскими авизо, с убийством журналиста Влада Листьева и ряда депутатов Государственной Думы, деятельности компании «Росвооружение», компании «МММ» и многих других.

У многих на памяти ТОО «Инвестиционная компания «Хопер – Инвест». Сотрудники КРУ в Московской области принимали участие в работе группы следственного комитета МВД России, и именно они доказали, что мобилизованные у населения денежные средства изначально не планировалось направлять в высокоэффективные отрасли хозяйства с последующей выплатой дивидендов, т.е. имела место классическая финансовая пирамида.

Однако, контрольные мероприятия такого рода не являлись единственным новшеством в работе КРУ в Московской области.

Требовали своего современного решения и те проблемы, которые на всех этапах составляли основное содержание работы контролеров – ревизоров- вопросы финансовой дисциплины, рационального использования государственных и, прежде всего, бюджетных средств, требовались меры по повышению эффективности контроля в целом по стране в условиях перехода к рыночной экономике.

Правительство Российской Федерации в начале 1998 года также приняло ряд документов, направленных на реорганизацию и совершенствование контрольно – ревизионного аппарата Минфина России, а с принятия постановления от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно – ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации впервые за всю историю своего существования получили статус самостоятельного юридического лица с возросшим объемом полномочий.

В условиях происходящих преобразований в стране и упорядоченности законов в Российской Федерации была проведена административная реформа, в ходе которой орган государственного финансового контроля в 2004 году был выделен в самостоятельную федеральную службу, подчиняющуюся Минфину России получившую название Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), и имевшую центральный аппарат и территориальные органы в регионах.

КРУ Минфина в Московской области было преобразовано в Территориальное управление Росфиннадзора в Московской области, сохранив статус юридического лица, получив дополнительные функции и полномочия.

Но время шло вперед, коренным образом изменилась организация исполнения федерального бюджета, требовалось сочетание полномочий текущего и последующего государственного финансового контроля, а также изменение его системы. Реорганизация контрольных органов Минфина России была неизбежна и осуществилась в феврале 2016 года.

В 2016 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 функции упразднённого Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству и его территориальным органам. Федеральным казначейством взят курс на создание органа внутреннего государственного финансового контроля в новом, современном качестве.

В результате усилий руководства и коллективов контрольно-ревизионных подразделений Управления Федерального казначейства по Московской области достигнуты существенные успехи в осуществлении полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Управлением в 2016-2018 годах проведено 265 ревизий и проверок, объем проверенных бюджетных средств составил 300 млрд. руб., выявлено нарушений в общей сумме более 90 млрд. рублей.

Наряду с мероприятиями традиционного последующего финансового контроля, Управлением осуществляется работа по предотвращению наступления контролируемых негативных событий, что является преимущественной мерой, на которой базируется модернизируемая система финансового контроля в Федеральном казначействе. К примеру, в рамках реализации казначейского сопровождения государственных контрактов осуществляется фактический контроль, предусматривающий непосредственный выход специалистов Управления для подтверждения факта поставки продукции или оказания услуг, выполнения работ перед санкционированием операций по их оплате с лицевых счетов органов Федерального казначейства.

Задачи, стоящие перед контрольно-ревизионными подразделениями Управления возрастают и усложняются, но нет сомнений в их выполнении.

Стремление к повышению уровня профессионализма, отстаиванию интересов федерального бюджета, честность и принципиальность присущи коллективу контрольно-ревизионных подразделений Управления и сегодня, что делает неразрывной преемственность и связь поколений ревизоров прошлых лет и настоящего.

Всех сотрудников контрольно-ревизионного блока Управления Федерального казначейства по Московской области, а также ветеранов контрольно-ревизионных органов Минфина России поздравляем с праздником, 95-летним Юбилеем!

Дальнейших творческих успехов в работе и личного благополучия!